Академия > Шахматный клуб

Когда и как начинать учить детей шахматам

Когда начинать учить: в то время, когда детей будут интересовать абстрактные игры.

Как учить: от простого к сложному.

Подрастая, дети с охотой начинают играть в различные игры-бродилки. Это игры, в которых бросают кубик (игральную кость) и в соответствии с выпавшим числом делают ходы по размеченному маршруту. 

И где-то после трех лет большинство детей охотно (именно охотно — игра должна доставлять удовольствие, а не становиться повинностью) играют в упрощенную версию нард на обычной шахматной доске шахматными фигурками.

Приведу наиболее простой вариант:

Игра Улитка

Игроки: от двух до четырех участников. Каждый выбирает себе по четыре фигурки, отличающиеся от фигурок выбранных другими игроками.

Например, играет семья. Папа выбрал себе четыре белых пешки, мама — четыре чёрных, сын играет четырьмя конями (два белых и два чёрных), дочка — четырьмя ладьями.

Садятся вокруг доски, каждый игрок получает свой угол доски, к которому сидит ближе.

Далее, каждый по очереди бросает кубик на доску. Если у бросившего выпадет шестёрка, он ставит одну из своих фигурок на своё угловое поле и делает ещё один бросок кубика. И после броска, в соответствии с выпавшим числом, делает ходы от углового поля по крайней вертикали или горизонтали доски по часовой стрелке.

Правило: если выпала «шестёрка» игрок имеет право или поставить ещё одну фигурку, если на доске ещё не стоят четыре его фигурки (при условии, что на его угловом поле не стоит его же фигурка), или совершить ход на шесть клеток, если это возможно по правилам. После каждого выпадания «шестёрки», игрок делает дополнительный ход.

Если в конечной точке хода стоит чужая фигурка, то она убирается с доски, а на её место ставится фигурка совершающая ход. Если фигурка, для достижения расчётного поля должна перескочить через другую фигурку (свою или чужую), то она остается на месте, и совершается другой ход — если выпавшее число было шесть, то тот же игрок ещё раз бросает кубик, иначе ход переходит к другому игроку.

Цель: Обойти каждой фигуркой полный круг по периметру доски и поставить свои фигурки по диагонали от своего углового поля.

Для иллюстрации рассмотрим следующую позицию:

Допустим, что в этом положении очередь хода игрока, играющего чёрными пешками.
Его угловое поле h8 — верхний правый угол.
Три его фигурки уже прошли полный круг и заняли конечную позицию (прошли по спирали «улитки»).
Ему, для победы, достаточно догнать к месту назначения только ещё одну пешку.

Он бросает, и выпадает «шестёрка». На доске четыре его фигурки, поставить ещё одну он не имеет права, но, так как выпала «шестёрка», он получает право на ход.
Бросает — выпала «двойка».
Три пешки, стоящих по диагонали, достигли конечной цели и ходить не могут. Пешка, стоящая на левой вертикали, на поле a4, чтобы сходить, должна перепрыгнуть через фигурку соперника, стоящую на поле a5, а это не по правилам, очередь хода переходит к сопернику, играющему от нижнего правого угла h1.

У игрока нет ни одной фигурки на доске. Не повезло.
Бросает — выпала «шестёрка».

Игрок ставит свою фигурку. Скажем, это ладья:

Так как ход был совершён после выпадания «шестёрки», можно ещё раз бросить кубик. Бросает — «шестёрка»!

Делает ход на шесть клеток:

Бросает — «шестёрка», полоса невезения закончилась!

Ставит ещё одну фигурку:

Бросает — «четыре».

Можно сходить любой из поставленных фигурок. Здесь уже не сложная стратегия. Ход фигуркой, стоящей в углу освобождает поле для ввода на доску третьей фигурки, но здесь выгодней сходить на четыре поля другой фигурой — «съесть» пешку соперника, идущую к победе.

Делается именно этот ход:

Но по правилам можно было сделать ход и другой фигурой:

Этот ход более предпочтителен в том случае, если один или несколько соперников не обладают явным преимуществом

Игра не совсем «орел-решка» — позволяет менять ход игры сообразительностью игрока. Дети с определённого возраста с большим удовольствием играют в неё и пристают к взрослым с просьбой поиграть с ними.

Никто не мешает вам усовершенствовать правила. Например, бросать два кубика и за выпадение дублей давать какие-то бонусы — простор для семейного творчества.

Вы спросите: а при чём здесь шахматы?

Дело в том, что если ребенок заинтересовался этой несложной игрой, значит он способен получать удовольствие от чисто абстрактной игры. И перед вами не встанет необходимость нести околесицу про какие-то королевства, показывать ему начальную расстановку шахматных фигур. Вы можете приступить к изучению шахмат, начиная с минимального материала.

Учить детей играть из начальной позиции методически крайне неверно. Начинать нужно с элементарного, идти от простого к сложному — это азы педагогики. Именно так рекомендовал изучать шахматы один из величайших шахматных чемпионов, и лучший шахматный педагог, знаменитый Хосе-Рауль Капабланка. Именно так изучал шахматы один из тончайших шахматных мастеров, советский шахматный чемпион Василий Смыслов.

Важное замечание: психологи, например Николай Крогиус (с одной стороны видный советский психолог, с другой стороны — гроссмейстер, тренер чемпиона мира Бориса Спасского), не рекомендуют участвовать в соревнованиях детям до 10 — 12 лет.
Второе замечание: если вы хотите, чтобы ваш ребенок не утратил интереса к шахматам, лучше не отдавать его в шахматную секцию или кружок. Нужно искать не кружок, а тренера. В крайнем случае — тренируйте его сами, даже если не умеете играть в шахматы совсем.

Современные шахматные программы, которые работают в онлайн-режиме (то есть их не нужно даже скачивать на свой компьютер) вместе с нашими советами помогут вам научить ребенка играть достаточно сильно, чтобы по взрослении он мог участвовать в соревнованиях и вызвать интерес у тренеров.

После этой вступительной статьи мы перейдем к шахматным урокам. На первом уроке мы будем учить детей играть шахматным конём.

Немного размышлений по теме в статье «Стоит ли учить детей шахматам»

2020 г. © «Агеша»