Логопед – это специалист по правильному произнесению звуков. Формально он не врач, таких специалистов готовят в педагогических вузах. Но без логопеда невозможно представить себе хорошую детскую поликлинику. Белый халат эти специалисты носят по праву: коррекция звукопроизношения входит в комплексную терапию многих болезней не только детей, но и взрослых. И нередки ситуации, когда именно на логопедических занятиях удается узнать важные сведения о здоровье ребенка. Как понять, что необходима консультация?
Педагог для годоваса
В год логопед нужен нечасто. В этом возрасте к специалисту направляет педиатр. На профилактическом осмотре, который проходят все дети в 12 месяцев, врач задаст родителям несколько вопросов о речевом развитии малыша. И, если он к этому времени активно лепечет, все в порядке. Обратить внимание на логопедические проблемы могут невролог и ЛОР, которых тоже обязательно посетить в этом возрасте.
Конечно, никто не будет учить человека, только что вышедшего из младенчества, связной речи и даже добиваться от него первого слова. На этом этапе родителей учат делать логопедический массаж и играть с малышом в игры, которые помогут ему заговорить. Такие простые меры часто оказываются очень действенными, и ребенок вскоре догоняет сверстников.
2 года: важный рубеж
Еще недавно особых логопедических требований к двухлеткам не предъявлялось. Но в последнее время педагоги доказали, что занятия крайне эффективны, если:
- ребенок в этом возрасте вообще не разговаривает,
- произносит менее 10 слов;
- у него отсутствуют простые фразы.
Занятия у двухлетних малышей дают быстрый эффект, а если этого не происходит, то можно заподозрить проблемы со здоровьем и как можно раньше начать их решать.
Ждать самостоятельного начала речи до 3 или 5 лет, как предлагают некоторые неспециалисты, не стоит. Бывает, что речь появляется позже и ребенок быстро догоняет возрастную норму, но так происходит нечасто. В большинстве случаев позже все равно приходится обращаться к логопеду, но коррекция происходит дольше и сложнее.
3 года: визит обязателен
К трем годам ребенок обычно правильно произносит все звуки, кроме шипящих ([с], [ш], [щ]) и сонорных ([р], [л]). Эти звуки формируются, соответственно, к 4,5-5 и 5-6 годам. Чистый [р] вправе появиться и чуть позже. Наиболее распространенные дефекты речи у взрослых связаны именно с этими сложными звуками. Но у детей спектр нарушений гораздо шире. Чем раньше они выявлены и устранены, тем больше внимания малыш сможет уделить обучению сложным звукам.
У трехлетних логопед оценивает не только звукопроизношение, но и словарный запас, умение строить фразы, грамотность речи. Его интересует, насколько малыш может участвовать в диалоге, рассказывать о событиях.
Визит к логопеду – не экзамен, и специальной подготовки не требует. Даже если специалист обнаружит проблемы, о которых родители и не подозревают, это выльется в занятия, настолько же интересные, как развивающий кружок. Поэтому главная задача родителей – привести на прием отдохнувшего ребенка в хорошем настроении.
Для тех, кто постарше
С трехлетнего возраста многие дети начинают посещать детский сад, и уж точно больше общаются со сверстниками на детских площадках или в развивашках. Слушая других, можно заметить отличия в речи собственного ребенка – если, конечно, они есть.
Часто страдают шипящие. Пытаться выправить эти звуки своими силами не стоит. Если малыш неправильно ставит язык, ему необходим логопедический массаж и профессиональная помощь. Домашние занятия нужны, но после того, как логопед расскажет, что и как нужно делать.
Проблемное произношение звука [л] обычно исправить просто. А вот [р] требует от родителей особого внимания. Это сложный звук, и произнести его можно по-разному. Если ребенок произносит его так, как это принято во французском языке, бежать к логопеду нужно срочно: неверные движения языка и мягкого нёба запоминаются быстро и крепко. Чем позже происходит обращение, тем сложнее переучиваться.
Общий принцип планирования визита к специалисту по речи таков: если вам кажется, что что-то не так, вероятно, вы правы. Лишним посещение логопеда не будет точно, а перед школой записаться нужно обязательно.
Почему логопед так важен
Доказано, что дефекты речи напрямую связаны со сложностями в письме. Ребенку с нарушенным звукопроизношением хуже дается не только орфография, но и чистописание.
Логопедические симптомы есть и у многих состояний, при которых может помочь невролог. Например, логопед может не только выявить гиперактивность, но и в некоторых случаях помочь с ней справиться.
Общение с ровесниками, желание признания от них – важные потребности дошкольников и младших школьников. Если у ребенка дефект речи, бедные интонации, он говорит слишком быстро или медленно, громко или тихо, у него могут возникнуть трудности с социализацией.
Избежать таких проблем поможет логопед. Конечно, не он один: помощь родителей – обязательный компонент успешной коррекции звуков. Чтение потешек, а затем стихов и сказок, словесные игры, занятия логопедической гимнастикой – все это новые способы весело проводить досуг.
2021 г. © «Агеша»