Академия > Шахматный клуб

Правила шахмат для новичка

Для освоения правил игры, а так же для  совершенствования в ней, следует воспользоваться услугами бесплатного портала Lichess.

Что собой представляет этот сайт и о его возможностях, рекомендую прочесть статью Шахматы. Инструменты для обучения.

Ниже я буду давать ссылки, следуя которым можно выполнить соответствующие упражнения в интерактивном режиме.

Как ходят и как «едят» шахматные фигуры

Ладья, ферзь и слон — линейные фигуры и ходят по определённым маршрутам, до препятствия на маршруте, перепрыгивать через него они не могут. Если в конце маршрута стоит фигура или пешка соперника, она считается атакованной и её можно убрать с доски и встать на её место фигурой, делающей ход. Если ходу мешает своя фигура или пешка, убирать её нельзя, можно встать не далее, как перед ней.

Все поля, доступные фигуре, считаются ею атакованными — контролируются.

Ладья Ладья ходит по вертикали и горизонтали в любую сторону на любое свободное поле.

Ходы ладьёй — практика на Lichess

Слон. Слон ходит по диагоналям в любую сторону на любое свободное поле. Слон «видит» только половину доски — он может ходить только по полям одного цвета, либо по чёрным полям (чернопольный слон) или только по белым (белопольный слон).

Ходы слоном — практика на Lichess.

Ферзь. Ферзь сочетает свойства обеих фигур, о которых мы говорили — ходит по вертикалям и горизонталям подобно ладье и по диагоналям, как слон.

Ходы ферзём — практика на Lichess.

Конь. Конь по полям не ходит, он перескакивает через фигуры и пешки на любое атакованное им поле, атакует он поля по маршруту вилки, по диагонали от коня на одно поле и далее на одно поле по вертикали и на одно по горизонтали, не расположенные непосредственно перед конём так, как это показано на следующей диаграмме:

Конь может встать на любое из полей, обозначенных кружками, если на них не стоит своя фигура или пешка. Если на атакованном поле находится фигура или пешка соперника, конь может убрать её с доски и в этом случае встать на её место.

Ходы конём — практика на Lichess.

Король. Король обычно ходит на любое свободное поле рядом с собой, по вертикали, горизонтали и диагонали. Король, в отличие от других фигур, не может становиться на поле атакованное фигурой или пешкой противника.

Обычные ходы королём — практика на Lichess.

Помимо этого, один раз за игру королём можно сделать особый совместный с ладьёй ход — рокировку. При рокировке король передвигается в сторону ладьи на два поля, эта ладья ставится от короля по другую сторону. Рокировка в ту сторону, где в начальной позиции стоял ферзь называется длинной рокировкой, в другую сторону — короткой рокировкой.

Условия для совершения рокировки:

  • Рокировка может быть произведена, если ни король ни ладья ещё ни разу не ходили;
  • Между ладьёй и королём нет других фигур;
  • Король, на которого произведено нападение (объявлен шах) рокировку делать не может, покуда не защитится от шаха;
  • Король не может переходить через поле атакованное пешкой или фигурой противника.

Рокировка — практика на Lichess.

Пешка. Ходит вперёд по вертикали. Из начальной позиции пешка может сходить на одно или два поля, дальше только на одно поле. Назад пешки не ходят. Поля, в отличие от фигур, пешки атакуют (контролируют — держат под ударом) не по линии хода, а по диагонали на одно из двух соседних полей впереди себя — «пешки ходят прямо, рубят вбок!»

Пешка, дошедшая до последней горизонтали, должна быть превращена в любую из фигур, кроме короля.

Ходы пешкой — практика на Lichess.

Пешка имеет право взять пешку соперника перепрыгнувшую через контролируемое ею поле — взять на проходе. Взятие на проходе возможно только сразу после того, как пешка соперника сходила, перейдя битое поле.

Взятие на проходе — практика на Lichess.

Цель игры

Все фигуры и пешки не могут делать какой-либо ход, если его результатом будет открытие удара по своему королю, король, об этом мы уже говорили, не может ступать на поле атакованное противником. Если соперник нанёс удар по королю (объявил шах), то следует делать ход, устраняющий нападение на короля: либо забрать атакующую фигуру, либо закрыться своей фигурой или отойти королём на не атакованное поле. Если это сделать невозможно, такое положение называется «мат королю» а игра заканчивается победой объявившего мат. Это и есть цель игры.

В том случае, если при ходе одной из сторон у неё нет возможности сделать ни одного хода — все его пешки и фигуры заблокированы, так же заблокирован король, а свободные подле короля поля находятся под боем — то такая позиция называется патовой и признаётся ничейной.

Игра может быть так же закончена, если один из игроков осознаёт полную бесперспективность дальнейшей игры и сдаётся.

Так же игра может быть прекращена, если оба соперника не видят возможности играть на выигрыш и признают партию ничейной.

Ничья признаётся по требованию одного из игроков так же после троекратного повторения позиции, причём не обязательно подряд, но даже если позиция повторится в третий раз через несколько ходов. Требовать окончания партии можно только в тот момент, когда на доске стоит повторившаяся позиция. Если после этого сделан ход, то требовать прекращения игры на этом основании уже нельзя до тех пор, покуда позиция вновь не повторится.

Если партия длится более 50 ходов и при этом ни одна пешка, из имеющихся на доске, не сделала хода, то она признается ничейной. Если пешек на доске нет, то через 50 ходов партия считается ничейной. Редкое окончание слон и конь против одинокого короля нередко заканчивается ничьей, т.к. в наиболее невыгодном для сильнейшей стороны теоретически необходимо сделать более тридцати ходов, и любая неточность может привести к тому, что уложиться в 50 ходов сильнейшая сторона не успевает.

Практикум: тактика для новичков

Взятия фигурами — съесть чужие фигуры не подставляя свои под удар — практика на Lichess.

Защита своих фигур — защитить ваши атакованные фигуры, так, чтоб ни оду нельзя было съесть безнаказанно — практика на Lichess.

В следующих условных заданиях нужно съесть чужие фигуры, не позволяя противнику съесть ваши фигуры — практика на Lichess.

Задачи на шахи. Цель — напасть на короля соперника, не подставив своей фигуры — практика на Lichess.

Выход из шаха — прекратить нападение на своего короля — практика на Lichess.

Мат — дать такой шах королю соперника, от которого нет защиты — практика на Lichess .

Игра на пат — практика на Lichess.

Первоначальная расстановка фигур на шахматной доске

Фигуры ставят на крайние горизонтали, перед ними восемь пешек. На крайние вертикали ставятся ладьи, рядом с ними кони, рядом с конями ставятся слоны, на оставшиеся в центре два поля ставятся король с королевой — ферзи ставятся на поля своего цвета — белый ферзь на белое поле, чёрный ферзь на чёрное

Для того, чтобы учиться шахматам серьёзно, нужно читать шахматную литературу, значит нужно освоить запись шахматной партии.

Поля на шахматной доске определяются координатами, при этом вертикали обозначаются от левого угла белых буквами латинского алфавита — a,b,c,d,e,f,g,h. Горизонтали по направлению от белых к чёрным цифрами от 1 до 8.

Фигуры в русскоязычной записи обозначаются так: Кр — король, Ф — ферзь, Л — ладья, С — слон, К — конь. Пешки при записи ходов никак не записываются, в записи указывают только поле на которое пошла пешка. В записях позиций пешку обозначают п, если пешек несколько пишут пп: и далее координаты, на которых стоят пешки. Ходы фигур записывают так: порядковый номер хода белых и чёрных одним номером, точка, обозначение фигуры и координата, куда пошла фигура, например белый король на восьмом ходу пошёл на поле g2, а ферзь чёрных в ответе — на e7 будет записано так: 8. Крg2 Фe7. Короткая рокировка: 0-0, длинная рокировка: 0-0-0

Если на какое-то поле могут сходить две одинаковых фигуры, то добавляется одна из компонент координаты, которая является уникальной. Например, Кgf3 означает, что из двух коней идёт тот, который стоял на вертикали g.

Пример записи короткой партии:

Тренажёр по координатам шахматной доски — практика на Lichess

Если новичок выполнит все упражнения, которые здесь приведены, он научился играть в шахматы. В шахматы научиться играть легко, говорил великий шахматный чемпион и педагог Хосе-Рауль Капабланка, трудно, говорил он, научиться играть в шахматы хорошо.

Чтоб улучшать свою игру, предлагаю проштудировать статьи о шахматах на нашем сайте.

Прежде чем решать тактические задачи, новичку следует разобраться с элементами шахматной тактики и с простейшими комбинациями.

2021 г. © «Агеша»